+7 (495) 785-94-08, доб. 243

Изменения в налогообложении имущества юридических лиц с 2020 года.

Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ внесены изменения во вторую часть Налогового кодекса РФ, которые коснулись и вопросов налогообложения имущества юридических лиц. Рассмотрим изменения, которые вступают в силу с 2020 года.

С 2021 года юридические лица перестанут представлять налоговые декларации по транспортному и земельному налогам, начиная с налогового периода 2020 года. Законом регламентирован механизм взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками (положения пунктов 4-7 ст.363 и п.5ст.397 НК РФ).
Начиная с 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами и земельными участками, об исчисленных налогах за прошедший налоговый период. Сообщения об исчисленной сумме налога будут передавать (направлять) налогоплательщикам-организациям (их обособленным подразделениям) по транспортному налогу - по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств, по земельному налогу - по месту нахождения принадлежащих им земельных участков. Установлены следующие сроки направления Сообщений:
- в течение десяти дней после составления налоговым органом сообщения об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщиком-организацией за истекший налоговый период, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период;
- не позднее двух месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога, подлежащей уплате соответствующим налогоплательщикоморганизацией за предыдущие налоговые периоды;
- не позднее одного месяца со дня получения налоговым органом сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о том, что соответствующая организация находится в процессе ликвидации.
Эти сообщения будут составляться на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа. Всю необходимую информацию налоговая служба автоматически получает от регистрирующих органов (управления Росреестра, подразделения ГИБДД, центры ГИМС МЧС России, органы гостехнадзора и т.п.). Форма Сообщения утверждается ФНС России и должна включать сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде, налоговой ставке, сумме исчисленного налога. В настоящее время форма сообщений об исчисленной сумме транспортного и земельного налога утверждена Приказом ФНС от 05.07.2019 №
ММ-7-21/337@, который 30.07.2019 зарегистрирован Минюстом РФ за № 55453.

Способ направления сообщения.
Приоритетным способом направления сообщения налогоплательщикуорганизации является электронный вариант по ТКС через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика. В случае невозможности передачи указанными способами Сообщения направляются по почте заказным письмом или могут быть переданы руководителям организаций (их представителям) лично под расписку. В случае направления Сообщения по почте оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Предусмотрен порядок разрешения разногласий.
В случае возникновения разногласий при получении указанного сообщения налогоплательщик-организация вправе в течение десяти дней со дня его получения (в том числе в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении об исчисленной сумме налога, за соответствующий период) представить в налоговый орган - пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Иными словами, в случае несоответствия уплаченной налогоплательщиком суммы налога сумме налога, указанной в сообщении за соответствующий период, у участников налоговых правоотношений будет возможность урегулировать разногласия.
Представленные пояснения и документы рассматриваются налоговым органом в течение одного месяца со дня их получения. Данный срок может быть продлен по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в целях получения дополнительных сведений и (или) документов, связанных с исчислением налога, но не более чем на один месяц (с уведомлением об этом налогоплательщика).
О результатах рассмотрения налоговый орган проинформирует налогоплательщика в течение одного месяца, а в случае, если по результатам рассмотрения сумма налога, указанная в сообщении, изменилась, налоговый орган передает налогоплательщику уточненное сообщение в течение десяти дней после его составления.
Если по результатам рассмотрения не нашлось оснований для перерасчета указанной в сообщении суммы налога, которая превышает уплаченную сумму налога, а также в случае отсутствия необходимых пояснений, рассматривается вопрос о выявлении недоимки и принятии установленных мер по ее взысканию. Налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ.

Каким образом с 2021 года будут исчисляться пени по транспортному и земельному налогам, если сообщения об исчисленных налоговым органом суммах этих налогов будут направляться после срока их уплаты?

Направление, начиная с 1 января 2021 года, сообщений об исчисленных налоговым органом суммах этих налогов не зависит от своевременности исполнения организацией обязанности по уплате налогов. Целью является - проинформировать налогоплательщика об исчисленных налоговым органом суммах налогов за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее выявлении (по сути, происходит сверка исчисленных и уплаченных платежей). При этом продолжают действовать нормы п.2ст 363 и п.1 ст.397 НК РФ об обязанности организаций по транспортному и земельному налогам самостоятельно уплачивать авансовые платежи за отчетные периоды, а также сумму налога по истечении налогового периода в сроки, установленные законами субъектов РФ или нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Таким образом, как и ранее, пени согласно ст.75 НК РФ будут начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Изменения коснулись и порядка применения юридическими лицами налоговых льгот

В связи с отменой обязанности по представлению деклараций по транспортному и земельному налогам, а следовательно невозможностью информировать налоговый орган в составе отчетности о полагающейся организации налоговой льготе, С 1 января 2020 г. по транспортному и земельному налогу для налогоплательщиков-организаций вводится заявительный порядок предоставления документов о налоговой льготе (п.3 ст.361.1 и п.10 ст. 396 НК РФ).
При этом форма заявления о предоставлении налоговой льготы налогоплательщиками-организациями, порядок её заполнения и формат представления в электронной форме утверждаются приказом ФНС России. Следовательно, организации, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, должны представлять в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы; кроме того, они вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.



В гл. 28 НК РФ внесены следующие новшества, относительно объекта налогообложения транспортным налогом.

Так, с 2020 года весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с. будут являться объектом обложения транспортным налогом.
Кроме того, внесены изменения в пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ. В действующей редакции данная норма устанавливает, что не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Теперь уточнено, что не будут облагаться транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.
Таким образом, окончание нерезультативного розыска транспортного средства (т.е. без его возврата владельцу) не повлечет возникновения объекта налогообложения.

Новшества по земельному налогу
Решен вопрос о об определении налоговых ставок в отношении садовых (до 01.01.2019 и дачных), огородных и приусадебных земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.
Конституционный Суд РФ в определении от 08.11.2018 № 2725-О указал: по смыслу налогового законодательства пониженные налоговые ставки (в размере 0,3%) устанавливаются для лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства, садоводства и огородничества и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации, и не могут распространяться на коммерческие организации, которые приобрели такие участки в целях извлечения прибыли.
Аналогичную позицию высказывал и Минфин России (Последние письма: от 20.06.2018 № 301-КГ18-7425 , 29.01.2019 № 03-05-04-02/4987).
Соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс. С налогового периода 2020 года в новой редакции излагается абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 Кодекса, устанавливающий предельное значение налоговой ставки в размере, не превышающей 0,3%, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства или
огородничества. Добавлено условие - «не используемых в предпринимательской деятельности». Новшества по налогу на имущество организаций.

1. С налогового периода 2020 г. отменяется обязанность по представлению налогоплательщиками налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций Разрабатывается проект приказа ФНС России "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения,
2. Закреплено положение о выборе одной инспекции для сдачи отчетности по недвижимости, налог по которой рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости.
Налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения своих объектов недвижимости, на территории одного субъекта РФ, сможет представлять налоговую декларацию по всем объектам в одну инспекцию по своему выбору. Достаточно уведомить об этом налоговый орган по субъекту РФ.
Основные условия подачи уведомления и последующего представления в выбранный налоговый орган единой налоговой декларации (по всем объектам налогообложения, на территории субъекта РФ) таковы:
1) Наличие постановки налогоплательщика на учет в разных налоговых органах в пределах субъекта РФ по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимости;
2) Определение налоговой базы по объектам налогообложения исходя из среднегодовой стоимости;
3) Представление уведомления в срок до 1 марта года, в котором применяется указанный порядок представления налоговой декларации; 4) Представление уведомления в УФНС России по субъекту РФ с указанием выбранного налогового органа, в который будет подаваться единая налоговая декларация, при условии что налогоплательщик состоит на учете в этом налоговом органе по месту нахождения объектов недвижимости; 5) Отсутствие норматива отчисления от налога на имущество организаций в местные бюджеты.
Уведомление представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется рассматриваемый порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.
Форма уведомления утверждается ФНС России.
В настоящее время форма уведомления утверждена Приказом ФНС от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@, который 10.07.2019 зарегистрирован Минюстом РФ за № 55201. Данная форма уведомления применяется начиная с 1 января 2020г.
ФНС даны разъяснения относительно применения указанного порядка представления налоговой декларации:
Так при представлении Уведомления в период с 1 января по 1 марта 2020 года данный порядок представления единой налоговой декларации может применяться в течение налогового периода 2020 года, а именно:
- для представления налоговой декларации за 2019 год, срок представления которой - не позднее 30 марта 2020 года (абзац 1 пункта 3 статьи 386 Налогового кодекса),
- а также для представления налоговой декларации в течение 2020 года, за часть налогового периода 2020 года, при прекращении организации путем ликвидации или реорганизации в течение 2020 года (пункт 3 статьи 55 Налогового кодекса).
Новые разъяснения ФНС по отдельным вопросам, возникающим при администрировании налога на имущество организаций.
1. По вопросу определения вида некоторых объектов имущества – движимое или недвижимое.

Письмом ФНС России от 28.08.2019 № БС-4-21/17216@ доведены рекомендации по определению вида некоторых объектов имущества (движимое / недвижимое) и рекомендовано изучить ряд судебных актов :
1. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.08.2006 № Ф09-6605/06-С3 по делу № А76-1839/2006 (для объекта типа «вдольтрассовая кабельная линия связи газопровода-отвода»);
2. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.12.2008 по делу № А12-7360/08 (для объекта типа «замощение»);
3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 № 1160/13 (для объекта типа «ограждение»);
4. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2018 № 307-КГ18-13146 (для объекта типа «трансформаторная подстанция»);
5. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2018 № 305-КГ18-20539 (для объекта типа «трубопровод»);
6. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 (для объектов типа «оборудование линии по производству …», «трансформаторная подстанция»).
В данных судебных актах используются следующие критерии для отнесения объектов имущества к недвижимости:
- наличие прочной связи объекта с землей (например, сооружение объекта на монолитном железобетонном фундаменте, функциональное или технологическое соединение этого объекта с другими объектами подземными коммуникациями (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях и т.п.));
- перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению (в т.ч. рассматривается способность объекта выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав (в отличие от объектов, выполняющих исключительно обслуживающую (вспомогательную) функцию по отношению к объектам недвижимости, включая земельные участки, здания, сооружения); наличие у объекта самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, на котором он находится, и других находящихся на общем земельном участке объектов недвижимости).
2. Вопрос по порядку применения налоговой льготы по пункту 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств организации с 1 января 2013 года

Письмом ФНС России от 15.04.2019 № БС-4-21/7045@ для руководства в работе доведено Определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2019 № 308-КГ18-11168 по делу № А53-1315/2017 (далее – Определение).
В соответствии с Определением ограничение права на применение налоговой льготы по пункту 25 статьи 381 Кодекса не распространяется на ситуации, когда операции между взаимозависимыми лицами не могли повлечь неблагоприятные налоговые последствия, а именно, не способны привести к выводу из-под налогообложения основных средств, принятых на учет до 01.01.2013.
В Определении отмечено, что спорное движимое имущество (транспортные средства) ранее не подлежало налогообложению у первоначального лизингополучателя, поскольку принятие имущества на учет в качестве основных средств было произведено после 01.01.2013. Это свидетельствует об изначальном отнесении имущества к числу объектов, не облагаемых налогом на имущество организаций, и подтверждает, что последующее освобождение соответствующих объектов от налогообложения у налогоплательщика после замены лизингополучателя в договорах финансовой аренды не является следствием передачи этого имущества между
взаимозависимыми лицами.

3. По вопросам определения порядка уплаты и представления налоговой отчётности по налогу на имущество организаций в отношении капитальных вложений в виде неотделимых улучшений в арендованный объект недвижимости.
Письмом ФНС России от 15.08.2019 № АС-4-21/16183@ по данному вопросу доведены разъяснения (рекомендации), которые согласованы с Департаментом налоговой и таможенной политики Минфина России (письмо от 14.08.2019 № 03-05-04-01/61497).
- По объекту налогообложения
Неотделимые капитальные вложения в арендованный объект недвижимости представляют собой неотъемлемую составную часть этого объекта. Следовательно, неотделимые капитальные вложения, учитываемые у российской организации-арендатора в качестве основных средств, подлежат обложению налогом в силу пункта 1 статьи 374 Кодекса до их выбытия из состава основных средств арендатора.
- О представлении налоговой отчетности по налогу
Для представления налоговой отчётности по месту нахождения объектов недвижимости с неотделимыми капитальными вложениями необходимо понимать, что факт аренды не является самостоятельным основанием для постановки на учет в налоговых органах по месту нахождения арендованного объекта недвижимости.
Таким образом, представление налоговой отчётности может осуществляться в налоговый орган по месту учета на балансе неотделимых капитальных вложений, то есть по месту нахождения (учета) арендатора или по месту нахождения (учета) его обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, если неотделимые капитальные вложения учитываются на балансе в качестве основных средств данного обособленного подразделения.
- По уплате налога
Сумма налога, исчисленная в отношении неотделимых капитальных вложений, находящихся вне местонахождения арендатора или его обособленного подразделения, подлежит уплате в бюджет по коду ОКТМО, соответствующему территории муниципального образования по месту нахождения арендованного объекта недвижимости с неотделимыми капитальными вложениями.